Цитирование и перепечатка приветствуются при ссылке на наш сайт (http://центрсемьинадежда.рф/)
© 2013 КГБУ СО "Центр семьи "Надежда" ©
Дизайн и разработка: Иннокентий Гиндер.
Создано на Drupal
Профориентация школьников старших классов является важным и нужным мероприятием. Что это такое? Можно ли ее пройти самому? Из каких этапов состоит процесс? На что следует обратить внимание подросткам при выборе профессии? На эти и многие другие вопросы вы получите ответ, прочитав соответствующий раздел.
Разработано множество методов и методик, чтобы помочь человеку с выбором. Но даже после прохождения даже ста тестов процесс выбора может не начаться. Ведь это - внутренний процесс. Старшеклассники иногда представляют себе профориентацию, да и любую другую работу с психологом, как некое чудо: придет волшебник, задаст пару вопросов - и всё мне расскажет о том, кто я и что мне делать. Это, конечно, не так. Психологические и профориентационные тесты - лишь инструмент, помогающий разобраться в себе. Однако без желания и внутренней работы самого человека прохождение любых тестов - бесцельная трата времени.
Итак, разберемся в схеме профориентации, этап за этапом.
Первый этап: обрисуйте свое «хочу» (желания, склонности, предпочтения) относительно будущей профессии (да и вообще жизни: ведь профессия во многом определяет весь ее уклад).
Для начала вспомните профессии, которые вам нравились в детстве, которые почему-то привлекают сейчас. Постарайтесь просто набросать список, невзирая ни на престижность профессии, ни на то, насколько реально ее получить.
Работа с какими объектами труда вам наиболее интересна и доставляет удовольствие? С людьми или с документами, с животными или с техникой? Может быть, работа, связанная с любого рода информацией? Или деятельность, связанная с художественными образами (танец, актерское искусство, живопись и т. д.)? Даже если вы еще ни дня в своей жизни не работали в обычном понимании этого слова, то опыт повседневной жизни, учебы, предпочтение того или иного хобби подскажут вам ответ. Только не перепутайте: если вы любите часами сидеть за компьютером в Интернете, это не означает, что вы склонны к работе с техникой: может быть, компьютер для вас в данном случае - просто способ общения с людьми?
Составьте список своих требований к условиям труда. На улице вам хотелось бы работать или в офисе? Заниматься сидячей работой или постоянно перемещаться? А как насчет командировок? Есть желание работать в тесном общении с коллегами - или полностью в индивидуальном режиме? Важен для вас расписанный, четкий график дня или больше нравится гибкий, который вы можете регулировать самостоятельно?
Второй этап: проанализируйте свои возможности и способности («могу»).
Вспомните предметы, которые вам лучше всего давались или даются в школе; задачи какого типа вам всегда легко решать; к точным наукам или гуманитарным у вас больше способностей; какие задачи вы предпочитаете, на четкий алгоритм действий - или творческие.
Оцените свой уровень интеллектуальных способностей, коммуникативных (умение эффективно общаться, убеждать других, разрешать конфликты, вступать в контакт с незнакомыми людьми) и организаторских умений. Опирайтесь на свой опыт, а также спросите у ваших близких, как они вас видят.
Опишите свои личные качества - какой вы человек? Ответственный или не очень, аккуратный или неряшливый, индивидуалист или коллективист? Можете записать 10 основных качеств, вам присущих.
Оцените свои физические и физиологические возможности, ограничения по здоровью. При выборе некоторых профессий это тоже может быть важным.
Третий этап: изучите разные профессии.
Каждая из них требует от человека определенных способностей, умений, личностных качеств. Всё это называют профессионально важными качествами. Очень важно понять, есть ли они у вас.
Четвертый этап: проанализируйте ситуацию на рынках обучения и труда
Очень важно найти информацию о том, какие профессии сейчас наиболее и наименее востребованы в стране и в вашем регионе. Имейте в виду: если рынок перенасыщен специалистами данного профиля, то вам нужно иметь гораздо более высокую квалификацию, чтобы найти работу.
Обратите внимание и на уровень зарплат в интересующих вас отраслях. Даже в определении профессии говорится, что это «род трудовой деятельности, являющийся
источником существования».
Где найти эту информацию? Опять же, если Интернет под рукой, зайдите на любой сайт по трудоустройству и пройдитесь по базе предлагаемых вакансий в вашем регионе. Это самые объективные данные. Аналогичные сведения можно получить в центре занятости своего города либо на молодежной бирже труда, которая также есть во многих городах.
Пятый этап: делайте выбор!
Это, конечно, самое сложное. Одна профессия нравится, позволяет реализовать склонности и интересы - но для нее не хватает тех или иных способностей. Другая будет легкой для вас, но не даст возможности само реализоваться. А третья полностью подходит вам по возможностям и интересам, но она совершенно не востребована в вашем регионе. Либо зарплаты специалистов в этой отрасли очень низкие. Так или иначе, невозможно, чтобы все факторы сошлись в одной точке, сделав выбор однозначным.
Решайте, что для вас менее затратно. Переехать в другой регион учиться и работать? Отказаться от своих интересов, оставив их в качестве хобби, выбрав профессию, приносящую, прежде всего, хороший доход? Заниматься любимым делом, несмотря на низкую зарплату? Взяться развивать необходимые способности, лишь бы заниматься той профессией, которая позволит реализовать себя в полной мере? Решать вам!
Полезные ссылки
Общероссийская база вакансий "РАБОТА В РОССИИ" - www.trudvsem.ru [9]
Сайт агентства труда и занятости населения Красноярского края - www.rabota-enisey.ru [10]
Работа в Красноярске - www.rosrabota.ru [11]
Работа в Красноярске и Сибири - www.sibrabota.ru [12]
Независимый Городской Сайт Красноярска (раздел вакансий) - www.rabota.ngs24.ru [13]
Online-ресурс для поиска работы компании HeadHunter в г. Красноярске - www.krasnoyarsk.hh.ru [14]
«Профориентация: Кем стать?» - www.proforientator.ru [15]
«Все о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства» - www.job.ru [16]
«Методический кабинет профориентации» - www.metodkabi.net.ru [17]
«Моя профессия» - www.myprof.ru [18]
«Профориентация для всех» - www.profor.ru [19]
«ПрофГид» - www.profguide.ru [20]
Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» г. Москва - www.profcareer.ru [21]
«Время выбрать профессию» - www.proftime.edu.ru [22]
«Электронный музей профессий» - www.profvibor.ru [23]
«Карьера» - www.profession.krsnet.ru [24]
«Абитуриент» - www.urc.ac.ru/abiturient/index.html [25]
FINDJOB.RU - www.find-job.ru [26]
«Актуальные проблемы профориентации» - www.testex.ru [27]
Центр профессиональной правовой поддержки - www.rofcenter.educom.ru [28]
Тест на профориентацию - www.proftester.ru [29]
«Образование и карьера» - www.start4you.ru [30]
«Ваше рабочее место» - www.rabochee-mesto.com [31]
«Кто кем работает» - www. kto-kem.ru
Учеба.ру - www.ucheba.ru [32]
Ссылки
[1] http://www.rabota-enisey.ru/
[2] http://www.kcp24.ru/
[3] http://www.center-rpo.ru/
[4] http://www.profguide.ru/test/category/proforient/
[5] http://azps.ru/tests/indexpf.html
[6] http://www.proftester.ru/index.php
[7] http://www.proforientator.ru/tests
[8] http://psyfactor.org/tests/
[9] http://www.trudvsem.ru
[10] http://www.rabota-enisey.ru
[11] http://www.rosrabota.ru
[12] http://www.sibrabota.ru
[13] http://www.rabota.ngs24.ru
[14] http://www.krasnoyarsk.hh.ru
[15] http://www.proforientator.ru
[16] http://www.job.ru
[17] http://www.metodkabi.net.ru
[18] http://www.myprof.ru
[19] http://www.profor.ru
[20] http://www.profguide.ru
[21] http://www.profcareer.ru
[22] http://www.proftime.edu.ru
[23] http://www.profvibor.ru
[24] http://www.profession.krsnet.ru
[25] http://www.urc.ac.ru/abiturient/index.html
[26] http://www.find-job.ru
[27] http://www.testex.ru
[28] http://www.rofcenter.educom.ru
[29] http://www.proftester.ru
[30] http://www.start4you.ru
[31] http://www.rabochee-mesto.com
[32] http://www.ucheba.ru